Мечта съездить на Байкал вынашивалась очень давно, но то не было времени, то денег, то возникали какие-то другие препятствия, поэтому каждое лето совершались другие поездки, а Байкал откладывался. Но вот уже состоялось знакомство с чудесным Русским Севером: Соловками, Валаамом, Кижами, неоднократно посещены города Золотого кольца: Ростов Великий, Переславль-Залесский, Углич, не обойдена вниманием Русская Прибалтика (Калининградская область), а также Валдай, Поволжье, Псков, Новгород, Питер… И вот настал, наконец, черед Байкала.

Отпуск на работе обещают, деньги копились в течение всего года (хотя конечно их очень не хватало), опыт вольных путешествий имеется. Когда же еще ехать в такую дальнюю поездку, как не сейчас? Однако первый вопрос, который встал передо мною: с кем ехать? Пока мои друзья размышляли о том – ехать или нет, мои знакомые Эля и ее парень Саша (собственно с Сашей до этой поездки мы были знакомы лишь заочно) имели готовность составить мне компанию, при этом заверив меня в незыблемости своего отпуска. Ребята сообщили мне о своем желании еще в начале зимы, и я согласилась. Затем мы разрабатывали маршрут, покупали необходимые вещи в дорогу, делали прививки от клещевого энцефалита, составляли расчеты денежных средств на поездку, а главное - искали хоть каких-то знакомых в Иркутской области и Республике Бурятия. К такому поиску активно подключились мои родители. В итоге я оказалась снабжена небольшим списком телефонов рыбинспекций, расположенных на нашем пути (у мамы оказался какой-то знакомый рыбинспектор в г.Улан-Удэ, поскольку она работает в рыбной отрасли). К тому же родители отыскали своих старых знакомых в г.Иркутске, с которыми они потеряли связь еще несколько лет назад. Их телефон также оказался в моем списке. Да еще моя мама предварительно позвонила какому-то (совсем незнакомому) рыбинспектору и зачем-то договорилась, что он встретит нас в Иркутске (это хорошо) и позаботится о нашем ночлеге в Слюдянке (как оказалось впоследствии, лучше бы она этого не делала). В общем, готовились мы основательно. Сначала маршрут был таков. 3 июля мы выезжаем из Москвы на Грушинский фестиваль авторской песни (он проходит ежегодно в первые выходные июля под Самарой), на который я уже несколько лет также мечтала попасть, а затем из Самары мы должны были стартовать в Иркутск. На Грушу (в отличие от Байкала, где негласным организатором поездки была я) мы должны были ехать под организаторским руководством Эли. В отличие от меня Эля уже бывала на Груше и имела определенных знакомых, в том числе среди известных бардов, которые могли помочь в размещении там.

Груша – традиционное место встречи всех любителей авторской песни из различных городов России и даже из-за рубежа, а поскольку некоторые мои знакомые, с которыми очень хотелось увидеться, живут в других городах и в том числе за границей, другой возможности встретиться у нас может и не быть. Я заранее со всеми списалась, оговорили места встреч. К тому же со мной должны были ехать друзья из Москвы. Но тут мы столкнулись с непреодолимыми препятствиями российской действительности… Билеты до Груши взяли, а вот из Самары в Иркутск в кассах за 40 суток до предполагаемой даты выезда билетов достать не смогли. Не было билетов и из Тольятти. Позвонили в Самару и попытались озадачить нашей транспортной проблемой самарского знакомого. И здесь неудача: билетов тоже не смог достать, однако обнадежил: во время Груши прицепляют дополнительные вагоны, но видимо, чтобы купить на них билеты нужно провести несколько ночей на вокзале. Наш знакомый раза три ездил на вокзал, и все бесполезно. Мы решили больше не мучить человека, он сделал все что мог. Тут еще у Эли с Сашей начались проблемы с работой: начальство не отпускает, отпуск сокращается. Что делать? Решили пренебречь Грушей, Байкал более серьезная поездка, когда еще соберемся!

Итак, планы пришлось менять. Мы хотели сделать кругосветку по Байкалу, то есть объехать и западное и восточное побережье, но из-за недостатка времени пришлось распределить маршрут по западному берегу. Приблизительно он выглядел так: Иркутск - Листвянка – порт Байкал – Слюдянка – бухта Песчаная – Малое море – остров Ольхон с посещением Хужира. Естественно в процессе поездки маршрут мог корректироваться. Я же планировала остаток своего отпуска (ребята уже вернутся в Москву) провести на восточном берегу, если получится. Но, к сожалению, там совсем глухие места и нет никаких знакомых, поэтому одной ехать в дикую заповедную Бурятию, населенную медведями и змеями, было немного страшновато. Ну ладно, на месте сориентируюсь - ехать или нет. Ребята до последнего момента тянули с ответом: отпускают их с работы или нет. Лишь за сутки до выезда мне удалось окончательно узнать от них, что они все-таки едут, а то мне уже перед знакомыми было стыдно. Я избегала расспросов о поездке, столько готовились и вдруг непонятно: едем мы или нет. Если нет, придется менять планы, сдавать билеты. Однако я решила, что бы ребята не ответили, я еду в любом случае. Пусть перенесу отпуск на недельку, получше подготовлюсь, изменю маршруты, заручусь более надежной поддержкой, объеду Клубы туристов, скину письма в Интернет, дай Бог найдутся попутчики. К счастью, буквально за сутки до отправления поезда, ребята сказали, что едут.

В нашей поездке была не только романтика, случались в ней и непредсказуемые, нежелательные события. Но не они омрачили отпуск. Такие события обычно являются неотъемлемой частью поездки «дикарями» и к ним надо быть готовыми, отправляясь в подобные путешествия. Переживая естественный страх в моменты подобных происшествий, через два дня уже рассматриваешь их как приключение, с интересом и даже иногда с юмором вспоминая и рассказывая о них. Обидно, что печальным лейтмотивом нашего путешествия стали вовсе не они. Самое страшное и горькое оказаться в нескольких тысячах километрах от дома без моральной поддержки, когда ты не можешь рассчитывать на тех людей, которым ранее доверял. Взаимное непонимание друг друга, упреки и обиды породили невозможность совместного существования. В итоге наши дороги на Байкале разошлись: мы вынуждены были разъехаться. Программу поездки опять пришлось корректировать. В своем описании нашего путешествия я не буду акцентировать внимание на случавшихся разногласиях и спорах и по возможности постараюсь вообще обойти столь щепетильные моменты наших отношений, боясь показаться необъективной. Не смотря ни на что, я считаю, что моя поездка удалась. Я увидела прозрачные воды самого чистого и большого озера в мире, скалистые горы, лысые холмы, тайгу, такой разный и неповторимый ландшафт Байкала, познакомилась с его флорой и фауной, изменчивой, непредсказуемой погодой.

Если описание моего путешествия будет кому-то полезно, и кто-нибудь захочет проехать подобный маршрут «дикарем», не повторяя наших ошибок, значит, мой труд по описанию данной поездки был не напрасен. Поверьте, Байкал стоит посетить! Я хотела назвать свой очерк «Дикари» на Байкале», но поскольку на всем протяжении путешествия нам очень много помогали, причем часто совсем незнакомые люди, нам ни разу не удалось даже (вынужденно) переночевать в палатке, которую Эля с Сашей на всякий случай брали с собой, поэтому получилось, что мы, как туристы, никакие ни «дикари», а обыкновенные дилетанты. Для «дикарей» наше путешествие было уж слишком комфортным, поэтому и название пришлось изменить. Надеюсь, мое описание поездки от этого не пострадало. Итак, 3 июля мы выехали из Москвы в Иркутск.

I Бурятский поезд
Поездка сразу началась с приключения. Эля с Сашей прибыли за пять минут до отправления поезда, когда проводники уже выгоняли провожающих, а я сидела «на иголках»: где они, вчера же сказали, что едут? Наш поезд Москва-Чита оправдал название своего маршрута: в каждом вагоне процентное соотношение русских и бурятских пассажиров и даже проводниц - пятьдесят на пятьдесят. Купе в вагонах были какие-то маленькие, узкие, нестандартные (наверное, из-за слишком уж широких полок), к тому же жутко грязные. И в этом поезде нам придется трястись трое с половиной суток! При этом надежды насладиться прекрасными российскими пейзажами (как никак пол-России проедем) почти не было: окна вагона были чудовищно грязны.

Первый день поездки прошел в несносной, уничтожающей все и, прежде всего, наши продукты, жаре. Мы открыли все окна, двери до предела, но все равно умирали от духоты – кондиционер, конечно, не работал. Жара спала лишь на второй день нашего пути, под вечер, когда часть продуктов уже была выброшена. Особенно жаль было шесть вареных яиц, которые пришлось выкинуть, так и не попробовав, а также охотничьи колбаски. Наш, мягко говоря, НУ ОЧЕНЬ НЕСКОРЫЙ ПОЕЗД то у столба встанет, то в чистом поле остановится, поэтому наша возможность прибытия в Иркутск 7 июля вызывала обоснованные сомнения. Потянулись тягостные дни безделья, скрашиваемые едой, «тихими играми» (таким условным названием были нами объединены игры в карты, шашки, шахматы, нарды и другие походно-настольные игры), а также недолгими прогулками на больших остановках. Правда, таких остановок у нашего поезда было немного: 3-4 в сутки. Это, конечно, были остановки в крупных городах: Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Ангарск и т.п. Стоянка в этих городах по расписанию от 20 до 40 минут, но в связи с систематическим опозданием нашего поезда такие стоянки сокращались обычно вдвое, зато с лихвой восполнялись потом остановками у столбов.

Основное же время нашей поездки мы любовались проплывающими мимо пейзажами из открытых окон (благо жара). Однако на всем протяжении вплоть до Красноярска пейзажи ничуть не изменялись. Мы так ждали Перми, мечтая увидеть уральские горы. Но ни до, ни после Перми гор мы так и не увидели. Так, маячили на горизонте какие-то холмы и ничего более. Горы (а точнее – сопки) мы увидели лишь на третий день в районе Красноярска и уже затем ехали в их окружении почти на всем пути до Иркутска. Сопки были потрясающие, большие, монументальные, покрытые лесом, окутанные туманной дымкой. На их склонах ютились деревушки, садовые участки, погосты. Дома в деревнях были старые, бревенчатые, большей частью брошенные. Они карабкались на склоны сопок, ползли по берегам Енисея. В этих краях жили и творили такие известные и любимые мною писатели-«деревенщики», как Валентин Распутин, Виктор Астафьев. Наблюдая эти пейзажи, невольно всплывали в памяти картины из знаменитой «Царь-рыбы», написанной здесь и об этих местах. Да и нельзя, преступно было не творить в таких дивных краях. Из городов, которые мы проезжали, особенно запомнился Екатеринбург. Остановка там была поздним вечером. В вечерних сумерках монументальное здание вокзала освещалось лучами прожекторов подсветки и выглядело очень красиво. А здание вокзала Перми, наоборот, маленькое и невзрачное. Поскольку этот город мы ждали, оно тоже запомнилось, остальные же вокзалы вообще стерлись из памяти.

Конечно, о городах мы судили по вокзалам, да по набору продуктов, которые продавали местные жители, буквально оккупирующие все входы и выходы поезда. Странно, но в каждом регионе на платформе продают определенный набор продуктов и вещей. Одни станции буквально завалены вафельными трубочками со сгущенкой, на других станциях носят копченую рыбу с картофелем. Продажу бананов (особо мною любимых) мы встретили лишь на третий день пути и то по каким-то зверским ценам. А в районе Урала почему-то станции буквально переполнены продавцами, торгующими плетеными лаптями. Интересно, кто их покупает и зачем? Разве что иностранный турист, случайно оказавшийся здесь, захочет привезти домой частичку российской экзотики. Поскольку взятые в дорогу продукты были нами съедены (или выброшены в связи с пищенепригодностью) в первый же день пути, еду приходилось покупать на станциях. Ели мы ее, исключительно заедая горстями фестала (на всякий случай, хотя, если уж отравишься, так и это не поможет). Пришлось даже научиться есть концентрат картофеля «Роллтон», но в буфет мы так и не отважились сходить. Саша как-то наведался туда и, шокировав нас ценой супа в 60 рублей, отбил охоту его посещения. Поэтому, когда по вагону из буфета возили суп, мы закрывали дверь, чтобы не мучить себя его ароматом. В пути следования произошло лишь одно событие, достойное описания. Неподалеку от Красноярска на нашем пути «сошла рельса» и наш поезд встал. При этом «на хвосте» нашего поезда шел товарняк. «Матюгальник» на станции, у которой мы остановились, орал истеричным женским голосом одну и ту же непонятную фразу: «Стоит двестисороковой (это наш поезд), сошла рельса, тормозите хвост поезда». Эти вопли доносились около получаса. Некоторые пассажиры уже стали паниковать, народ прилип к окнам и даже пытался выйти на платформу. По вагону прокатилась волна черного юмора относительно «Титаника» на рельсах». Путешествие перестало быть томным. К счастью, столкновения удалось избежать: пришли рабочие железной дороги и вправили рельсу, долго удивляясь, почему их сразу не вызвали. А тетушка по «матюгальнику» меж тем уже охрипла взывать к сознательности ремонтников. Интересно, где они бродили все это время, ничего не слыша?

II Прибытие в Иркутск
Как ни странно, в Иркутск мы прибыли без опоздания. Поскольку жили мы еще по московскому времени (я категорически отказывалась переводить часы – так интереснее), было 6 утра (по местному времени было уже 11). Ребята нагрузили мою безразмерную сумку всеми оставшимися продуктами, и она стала совершенно неподъемной. До вокзала я тащила ее практически волоком, к тому же в другой руке у меня была сумка с аппаратурой, а спину оттягивал тяжеленный рюкзак. Здесь я впервые похвалила себя за то, что не потащила с собой палатку, спальник и коврик, тогда уже точно пришлось бы брать с собой тележку на колесиках. Здесь я позволю себе сделать маленькое лирическое отступление. Дело в том, что как представители славного мира автостопа принципиально не берут в путешествия деньги, так я не беру с собой в подобные поездки палатку и прочее туристическое снаряжение. Полагаю, что, разрабатывая маршрут таким образом, чтобы, по крайней мере, в ночное время суток оказываться в населенных местах, и обладая хотя бы небольшим количеством денег и умением общаться, всегда можно договориться о ночлеге и купить еду или получить возможность ее приготовить. При этом в моих путешествиях проблем с ночлегом никогда не возникало. Где только не приходилось мне ночевать! В заброшенных пионерских лагерях, сторожках, вагончиках, служебных помещениях, на списанных плавсредствах… И поверьте, в этом было не меньше романтики, чем в ночевках в привычных туристических палатках!

К счастью, на вокзале достаточно быстро мы нашли синюю «Ниву»-пятидверку – нас встречал Иркутский инспектор со своим шофером (как я уже упоминала выше, это моя дотошная мама подсуетилась). К тому же «посмотреть на меня» прибыл так неожиданно нашедшийся в Иркутске знакомый моих родителей – Евгений Танхович. Вот так встреча! Практически с оркестром, а мы то думали, что у нас нет никого в Иркутске. Загрузив вещи в машину, мы отправились в здание вокзала на поиски касс аэрофлота, чтобы заранее купить билеты на самолет. Ребятам надо 22 июля выйти на работу, времени мало, поэтому придется лететь на самолете. Я решила, что тоже возьму билет, но только если он стоит до 5000, больше я себе позволить не могу. Но я не надеялась на такую стоимость, попутчики в поезде напугали нас ужасными ценами на полеты из Иркутска в Москву – 7-8 тысяч рублей. Да я лучше пешком пойду! Если отдать такую сумму, на Байкал не останется ни копейки, зачем тогда было ехать в такую даль? Но повезло, милая тетушка в окошке на наш вопрос о самом дешевом рейсе предложила «Домодедовские авиалинии» на 20 июля всего за 4100. Конечно, по моей зарплате дикая сумма, но после тех цен, которыми нас напугали, она уже не казалась такой огромной. Но я сомневалась, 20 июля очень ранний срок для отъезда, хочется подольше побыть на Байкале, а вдруг еще представится возможность посмотреть восточный берег? Я решила узнать, можно ли сдать билет и сколько я потеряю? Тетушка в кассе убедила, что немного. Поэтому билет я приобрела, поразмыслив, что, в крайнем случае, я смогу его сдать. Продавая нам билеты, тетушка так сильно веселилась, что мы вынуждены были поинтересоваться, что ее так рассмешило. Оказалось, наш говор. А мы-то и не думали, что у нас есть говор. Это у иркутских, вот у них говор! Но оказалось, что мы уж слишком сильно «акаем», и даже я со своей постоянной примесью вологодского акцента (сказались годы постоянных поездок на Русский Север). Мы ушли, наградив тетушку хорошим настроением.

Инспектор выдал нам путевки на базу «134-й километр». Эта база находится где-то в 30 километрах не доезжая Слюдянки – поселка конечной остановки действующей части Кругобайкальской железной дороги, по которой мы хотели обязательно прокатиться на маленьком поезде - «мотане». Отдых на базе не входил в наши планы (я лишь просила узнать о возможности одной ночевки в Слюдянке), но отказываться было не удобно. Ну да ладно, база так база. Остановимся там на пару дней (знали бы мы к чему это приведет…). Напоследок инспектор оставил нам координаторы лесника, проживающего в пятнадцати километрах от базы «134-й километр» (к сожалению, это расстояние нужно было идти в сторону, противоположную Слюдянке), чтобы мы могли «в случае чего» обратиться к нему. На этом инспектор уехал, оставив машину с шофером в нашем распоряжении. Евгений Танхович активно зазывал нас к себе, искушая возможностью принять ванну и отдохнуть с дороги (а я полагаю, что даже еще и поесть), и хотя это было очень актуально (после грязного поезда и раннего утреннего подъема), но нас ждала машина, чтобы отвезти в Листвянку, откуда мы и должны были ехать на базу «134-й километр». Поэтому пришлось поблагодарить за приглашение и распрощаться. Сначала, по предварительному совету инспектора, на машине мы заехали на центральный иркутский рынок закупить продуктов (база находится в таких диких местах, что ближайший магазин лишь в Слюдянке) и, по-моему, увидев их обилие (после нашей дорожной голодовки), слишком перестарались. Мы купили крупу, макароны, картофель, а также хлеб, консервы, яблоки, бананы, яйца и даже различные приправы, мечтая, осев на базе, сварить супчик (отвыкли мы от горячего за трое с половиной суток). Потом мы поехали менять доллары по какому-то чудовищному, ужасно невыгодному курсу в отель «Интурист» (у Саши и Эли деньги в долларах), потом ребята гоняли шофера в аптеку за каким-то забытым в Москве лекарством. Затем нас повезли в Листвянку.

III Листвянка
Маршрут в этот поселок из Иркутска безумно красивый: часть пути едешь по берегу Ангары, реки, известной своим быстрым течением. Это единственная река, вытекающая из Байкала, а впадает в озеро более трехсот маленьких речек и ручейков, некоторые из них мы тоже проезжали. Поездка проходила по горным дорогам и с непривычки напоминала катание на американских горках (а может хорошо, что мы с утра ничего не ели?) При этом машины на дорогах ехали на бешеной скорости и вообще шоферы «лихачили» как могли: выезжали на встречные полосы, обгоняли друг друга, нарушая все возможные правила. Не доезжая Листвянки, проехали музей деревянного зодчества «Тальцы», протянувшийся на несколько километров по побережью Ангары. Отметили его внимательным туристским взглядом: надо посетить.

Мы проехали знаменитый Шаман-камень (крохотный скальный островок, в прошлом место совершения основных шаманских обрядов), отмечающий место, где Ангара вытекает из Байкала. Правда, сам Шаман-камень мы не увидели: он был закрыт от нашего взора многочисленными ресторанчиками и кафе на берегу Ангары, носящими примитивные названия – «Шаман-камень», «У Шаман-камня», к тому же сам Шаман-камень в настоящее время лишь совсем немного выдается из воды. На берегу, напротив места расставания Ангары и Байкала стоит скромный памятник писателю-драматургу Александру Вампилову, автору знаменитых пьес «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», которые до сих пор с успехом идут в российских театрах. А.Вампилов родом из этих мест (родился в поселке Кутулик Иркутской области), жил и творил на Байкале. Мемориал стоит на месте его гибели. Он утонул здесь, на Ангаре, не дожив всего двух дней до своего тридцатипятилетия, 17 августа 1972 года. Зацепившись за топляк, перевернулась лодка, Александр уже доплыл до берега, но в холодной воде не выдержало сердце. Молодой, талантливый, красивый… Вообще Вампилов здесь считается национальным героем (и это вполне справедливо): в Утулике есть музей А.Вампилова, в Иркутске имя Вампилова носит театр юного зрителя, в книжных магазинах продают его книги, а также календари с его портретом (а может не так все плохо с патриотизмом в нашей стране?).

В самой Листвянке мы проехали «Шансон-приют» (зная мое увлечение данным жанром, ребята не преминули «подколоть» меня относительно необходимости его посещения, что ж, посещу, если выпадет оказия), на горе сверкал модерновыми стеклопакетами санаторий «Байкал» (здесь отдыхают иностранцы и «новые русские»), проехали чудесный, почти сказочный домик, очень напоминавший Дом Белоснежки из Диснейленда, с грозной табличкой «частное владение». Рядом с ним в клетке держат бурого медведя и показывают его туристам за деньги. Бедный миша, представляю, как он хочет встретиться со своими мучителями в нескольких километрах отсюда, в тайге, чтобы неповадно было пользоваться беззащитностью животного. На горе - погост с часовенкой, в распадке между гор деревянная, очень необычная церковь с крашеными зелеными куполами. В общем, Листвянка нам понравилась, есть что посмотреть! Мы планировали остановиться здесь хотя бы на два дня, а уж затем переправиться на пароме в порт Байкал, а оттуда на «мотане» в сторону Слюдянки до базы «134-й километр». Но нашим планам не суждено было сбыться, однако пока мы об этом не знали и сполна наслаждались окрестностями, планируя маршрут сегодняшней прогулки.

Машина остановилась возле красивого деревянного резного домика с балкончиками. Домик оказался гостиницей национального парка. Шофер переговорил с тетушкой-администраторшей относительно наличия свободных мест для нас. Мы «отблагодарили» шофера и он уехал. В гостинице сегодня вечером должна была освободиться комната - туда нас и хотели определить. Пока же мы просто оттащили наши вещи на второй этаж. Домик и внутри был очень красив: на деревянных стенах висели подробные карты отдельных уголков Байкала и фотографии, с которых на нас взирали представители местной фауны: в основном птицы, а также лисы, суслики и прочие зверьки. С многочисленных длинных балкончиков гостиницы открывался прекрасный вид на Байкал, а с другой стороны стену домика подпирали скалистые горы (одна красивей другой), переплетенные корнями чудом державшихся на них деревьев. Меня сильно тянуло полазить по этим горам, но я осознавала все безумие такого желания, поскольку их крутизна иногда достигала отрицательного градуса, и без страховки я бы на это не отважилась. Саша пошутил, попросив сказать ему, на какую гору полезу, чтобы знать, куда приносить совочек (видимо для соскребания моих останков от земли). В гостинице мы заказали себе на вечер русскую баню (по 100 рублей с человека в час), поскольку после грязного поезда очень в ней нуждались. Обед готовить было лень, хотя все условия для этого имелись: кухня с плитой, умывальник и даже посуда. Я поначалу хотела приготовить себе яичницу (не зря же мне пришлось так осторожно везти пакет с яйцами у себя на коленях, по горным-то дорогам? Как оказалось впоследствии, зря!), но ребята уговорили меня пойти пообедать в какое-нибудь прибрежное кафе. Потом мы планировали погулять по окрестностям Листвянки и осмотреть те достопримечательности, которые мы проезжали, сколько успеем, конечно.

Порт Листвянки находился в пяти минутах ходьбы от гостиницы и очень напоминал одесский привоз (такой, каким его обычно представляют в литературе и кино, сама я в Одессе не была). В порту шла бойкая торговля рыбой в самых различных вариациях: копченой, вяленой, малосольной... Здесь торговали шашлыками, пирожками с рыбой, картошкой, капустой, повидлом, а также самыми разнообразными сувенирами – от открыток Байкала до безумно дорогих поделок из камня, в основном фигурок медведей. Помимо этих бойких местных торговцев, которые буквально хватали за одежду, пытаясь всучить свой товар, в порту стояли кафе и различные торговые палатки с аналогичной продукцией. Над торговой площадью витал стойкий рыбный запах, поэтому от мороженого пришлось отказаться: представьте себе мороженое с запахом рыбы! Поскольку администратор гостиницы предостерегла нас от покупки какой бы то ни было рыбы у местных торговцев (из-за возможности подхватить некую кишечную палочку) я ограничилась пирожком с картофелем и порцией блинчиков с мясом, купленной в местном кафе. Ребята в это время отобедали шашлыками на площади. Потом в кафе мы запили все это чаем. В порту нас интересовала не только еда, но и выяснение возможности переправы на другой берег Ангары, в порт Байкал, чтобы оттуда на «мотане» уехать на базу «134-й километр».

В порт Байкал несколько раз в день ходил паром. Стоимость переправы составляла 14 рублей. А вот расписание «мотани» (а она ходит не каждый день) не знал никто. Нам было необходимо это выяснить, чтобы спланировать свою дальнейшую программу. Пока в наших планах было осесть на пару дней в Листвянке, затем переправиться в порт Байкал в тот день, когда ходит «мотаня», а точнее ночь, поскольку еще в Москве через Интернет и книги глубокоуважаемого мною Антона Кротова, которые уже не раз мне сильно помогали в путешествиях, удалось узнать, что «мотаня» отправляется из порта Байкал в 2 часа 30 минут ночи по местному времени. Кстати, большое спасибо Антону Кротову за столь правдоподобные описания, если встречу его еще раз (а мне удалось встретиться с ним за две недели до моего отъезда на Московском фестивале авторской песни в Коломенском), обязательно поблагодарю лично. Эля предложила отложить нашу прогулку по Листвянке и съездить в порт Байкал для выяснения расписания «мотани». Мы впрыгнули на паром последними, он уже собирался отходить от пристани.

Паром шел до порта Байкал приблизительно полчаса. Я все это время без устали снимала пейзажи на видеокамеру, а ребята общались с попутчиками. Познакомились с интересной парой, также как и мы путешествующей по Байкалу: журналисткой детских телепрограмм из Иркутска и ее парнем из Красноярска. Так, за разговорами и съемкой мы незаметно оказались в порту Байкал. Времени на выяснение расписания «мотани» было мало (через 15 минут паром уходил обратно в Листвянку). Порт Байкал напоминал маленькую неопрятную деревушку: все те же огромные крутые горы и совершенно «лысый» (сильно бросается в глаза полное отсутствие деревьев) кусочек равнины, на котором располагаются покосившиеся деревянные домики, полотно железной дороги со старыми вагонами (есть даже вагоны с маленькими, перекрытыми решетками окошками – уж не заключенных ли в них возили?), рядом с которой пасутся пятнистые коровы. Вот и весь порт Байкал. Местность буквально выжигается нещадными лучами солнца, а спрятаться от него абсолютно некуда.

Мы отправились на поиски местных аборигенов для выяснения расписания, впрочем, искать их и не надо было: группка таких лиц распивала бутылку во дворе одного из домов, но мы все же хотели найти кого-нибудь поприличнее. Зашли в магазин: тетушки-продавщицы на наш вопрос ничего ответить не смогли. Попытка спросить о расписании у других жителей, крутившихся поблизости, также не привела к успеху. Вот странно, живут здесь в пятидесяти метрах от железной дороги (да и весь порт Байкал – три дома), кроме нее и магазина больше никаких признаков цивилизации, и ничего не знают. Однако, судя по виду местного населения, было абсолютно понятно, что кроме бутылки данных лиц ничего не интересует. Пришлось все же идти спрашивать у пьющей группки. Они отнеслись к нам довольно доброжелательно, поздравили нас с праздником, мы их тоже поздравили… потом спросили какой праздник. Оказалось, День маломерного флота. Интересно, правда ли есть такой праздник? За выяснением расписания они отправили нас к машинисту, указав на маленький домик, выкрашенный в голубую, облупившуюся со временем краску, рядом с железной дорогой. На двери сторожки было написано «Служебное помещение». Мы постучали. Тишина. Мы постучали настойчивее. Бесполезно. Мы обнаглели и вошли.

В комнате, на единственном предмете мебели – железной кровати, в грязной одежде и резиновых сапогах, лежал человек, закутанный в одеяло. На наш вопрос из недр одеяла (даже не удосужившись повернуться к нам или хотя бы выглянуть из своего кокона) полусонный или просто пропитый утробный голос нехотя ответил, что «мотаня» пойдет в Слюдянку сегодня ночью приблизительно в 2 часа 30 минут (еще раз спасибо Кротову). Обратно из Слюдянки поезд идет в среду ночью, а в следующий раз в Слюдянку отправляется лишь в пятницу. Мы поблагодарили за информацию и в раздумье ушли, точнее убежали, поскольку 15 минут стоянки парома истекли (все-таки хорошо, что наш транспорт не слишком-то дисциплинирован). Опять запрыгнули на паром последними. Отправление в пятницу нас никак не устраивало: из-за недостатка времени посвятить почти целую неделю Листвянке мы не могли. По плану на Листвянку мы должны были отвести два дня, затем пару дней пожить на базе (хотя, как я уже упоминала, первоначально в нашу программу это не входило), затем переехать в Слюдянку, оттуда в бухту Песчаная, там также провести пару дней, потом переехать на Малое море, оттуда съездить на остров Ольхон, и на этом программу по западному побережью Байкала можно будет считать выполненной. Дальше надо уже рассматривать возможности посещения восточного берега, конечно, если останется время.

Но дорога всегда корректирует планы путешественников-«дикарей», приходится подстраиваться под расписание местного транспорта, упускать возможности цивильных ночевок, пропускать «банные дни». Это нормально для «дикарей» и я давно решила для себя, что к этому нужно быть всегда готовой и относиться к таким обстоятельствам спокойно. Однако вдруг зароптала Эля и объявила, что, не посетив баню, заказанную на 19.00, она никуда не поедет. Но последняя переправа в порт Байкал в 20.45, поэтому придется посещать баню в быстром темпе и видимо только ребятам, я уже не успею. Но, во-первых, Элю быстрый темп не устраивает, во-вторых, в порту Байкал придется сидеть до 2.30 ночи, на этой голой равнине под горами, ночью, рядом с местными алкоголиками. Конечно, это не радовало, но, по моему мнению, другого выхода не было. Саша предложил выяснить возможность отправления из Листвянки попозже, договорившись с каким-нибудь частником. Таким образом, не пришлось бы откладывать баню и больше пяти часов сидеть ночью в порту Байкал. Поэтому, пока Саша побежал в гостиницу договариваться о переносе бани на более ранний срок, мы с Элей бродили по берегу в поисках подходящих частников. Практически все они называли цену за переправу в районе 700 рублей (с троих, конечно). Ничего себе, здесь плыть 20 минут! Но частники были непреклонны, лишь один согласился на 500. Мы сказали, что подумаем. Я была категорически против и считала это ненужной тратой денег, которых и так не хватало. Поначалу ребята тоже были со мной согласны, поэтому, пока они парились в бане, я упаковывала вещи и собирала сумки, чтобы, как только они выйдут, взять низкий старт. Однако меня ждал сюрприз!

Когда ребята вышли, Саша сказал, что теперь моя очередь. Я опешила. Мы же договорились переправляться на пароме. Но ребята разомлели в бане и решили, никуда не спеша, поехать за 500 рублей. Пришлось распаковывать сумку в поисках мыла и шампуней и идти в баню. Так участь меня и моих денег была решена. Посетив баню, я приготовила ужин на гостиничной кухне и пошла наверх немного вздремнуть. Однако реализовать данное намерение фактически не удалось, пора было собираться. Состояние было разбитое, трещала голова, ломило все тело (абсолютно не выношу банного жара). За время моей бани Эля перетасовала все вещи, свалив в мою продуктовую сумку все консервы и прочие тяжести, в результате чего она оказалась просто неподъемной. Ее решили нести Саша с Элей, категорически отказавшись от моего предложения перераспределить тяжести по сумкам равномерно. Остальные продукты были увязаны в черные полиэтиленовые мешки. Наскоро отпив чая с ребятами и администраторшей, которая забавляла нас во время чаепития всякими прибаутками, мы переоделись в более теплые вещи (ночью будет прохладно), взвалили на себя сумки, рюкзаки и мешки, и под тяжестью всего этого медленно побрели в порт к уже ожидавшему нас частнику Константину.

В поселке уже не было огней, лишь одинокие фонари тускло освещали набережную, да по Байкалу стелилась лунная дорожка. Выход к частным катерам был закрыт и охранялся молодым сенбернаром, но Саша посветил своим чудо-фонариком (безумно дорогим, но очень полезным в подобных путешествиях) и к нам вышел Константин, открыл ворота и отогнал собаку (правда, она и так оказалась на цепи). С помощью теперь уже двух фонариков (Сашиного и Константина) мы кое-как, по чужим катерам, груженые вещами, перебрались на самый крайний катер. Ночью на воде было холодно, поэтому я, немного полюбовавшись немногочисленными огнями удаляющегося поселка, забилась в маленький крытый кубрик и настойчиво пыталась подремать. Эх, Листвянка, Листвянка, так и не посмотрели мы твои достопримечательности, ну дай Бог еще удастся свидеться! Очень бы этого хотелось. Константин оказался просто асом и не только управлял катером в темноте при свете своего фонарика, но даже умудрился лишь при помощи его жидкого луча совершенно виртуозно пришвартоваться к абсолютно не освещенному берегу порта Байкал. Мы попросили его подождать и не отчаливать минут пять, пока мы не сбегаем до железной дороги и не убедимся, что «мотаня» стоит. К счастью, «мотаня» стояла, и мы с легким сердцем распрощались с нашим капитаном.

Комментарий автора:
Мы хотели сделать кругосветку по Байкалу, то есть объехать и западное и восточное побережье, но из-за недостатка времени пришлось распределить маршрут по западному берегу. Приблизительно он выглядел…

Страницы1

4,4/5 (79)

11 комментариев

  1. Sergey
    Sergey 02 августа

    Ну почти правда!
    Пишу как житель данных мест и регулярно посещающий кругобайкалку турист... кстати напиши кода проезжали по кругобайкалке мож и нас видели ... [email protected]

  2. Alex
    Alex 04 января

    Без названия
    Летом собираюсь на Байкал и для этого гуляю по инету и собираю инфу.

  3. Макс из Иркутска
    Макс из Иркутска 26 января

    Почти правда.
    Почти правда, только вот некоторые моменты: "Потом мы поехали менять доллары по какому-то чудовищному, ужасно невыгодному курсу в отель «Интурист» (у Саши и Эли деньги в долларах)" А кто вас заставлял? Лопатами загоняли, что ли? В Иркутске есть огромное количество банков и обменников, гда можно поменять валюту по нормальному курсу. В общем сами себе злобные буратины. "Поездка проходила по горным дорогам и с непривычки напоминала катание на американских горках" Это дорога до Листвянки "горная"??? Ну нет слов просто.

  4. sweb27
    sweb27 21 июля

    Форум туристов турист27.рф Туристический портал турдв.рф

  5. as
    as 05 августа

    Туристам http://turist27.ru Если любите путешествовать!

  6. Гость
    Гость 11 ноября

    Отдых на Байкале - http://buycruise.ru

  7. Иван
    Иван 29 октября

    Байкал место уникальное и наше с вами дело оставить его уголком рая на земле fundsavebaikal.com

  8. Матвей
    Матвей 10 декабря

    Байкал место необыкновенное. Побывав однажды, еще долго хранишь воспоминания об этом месте. Уезжая, обещаешь себе вернуться. И возвращаешься. И как важно сохранить озеро в его первозданном виде. Благо сейчас много программ разрабатывают по сохранению Байкала maximonline.ru. Это важно и поучаствовать может каждый.

  9. Анна
    Анна 18 января

    У порта Байкал большое будущее! Очень уж печальным он представлен в рассказе. Представление о поселке очень поверхностное. Такое впечатление может быть от посещения любого привокзального местечка, непарадного, в любом уголке страны. Да, в п.Байкал нет пока цивилизованной пристани и т.п. Здесь же находятся подъездные пути ж/д. Это транспортный узел. А сами красоты расположены выше, на горе, где сплошная зеленая зона, грибы под ногами за ночь вырастают, чистейший воздух и отличные виды на Байкал! К тому же, там строится православный храм, уже действует! Это уникальный поселок с замечательными людьми!

  10. Дмитрий
    Дмитрий 26 января

    эх москва москва...в лунопарк надо ездить

  11. irina
    irina 17 июня

    Байкал прекраснее с стороны Бурятии, у нас самые лучшие пляжи на Байкале.По дороге на Байкал предлагаем остановиться в гостевом доме "Амагаева,22" т. 79834200698

Ваш комментарий

Достопримечательности России Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…